1 1. Паспорт программы развития ДОУ 3 2. Пояснительная записка 7 3. Информационная справка 8 4. Анализ результатов деятельности ДОУ 13 5. Концепция программы развития ДОУ 22 6. Стратегия развития 32 7. Управление программой 40 2 1. Паспорт Программы развития ДОУ Наименован Программа развития Муниципального бюджетного ие дошкольного образовательного учреждения детский сад программы «Капелька» на 2024-2028 г.г. -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от Основания для разработки 29.12.2012 № 273-ФЗ программы -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р -Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726р -Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) -Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373. -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 г. N 44 «Об утверждении СанПиН 2.1.3678-20«Санитарно-эпидемиологические требованияк эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также к условиям деятельности хозяйствующих субъектов…», -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ««Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 №32 «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» -Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760. -Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК-123/07. -Устав МБДОУ детского сада «Капелька» Назначение программы Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основеанализа работы учреждения за предыдущий год. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. 3 Проблема Сроки реализации Авторы Цель Задачи Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей отрицательно сказывается на получении ими качественного образования. Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей через общественно- государственные формы управления. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг. Программа рассчитана на 5лет. Программа реализуется в период с 2024 по 2028 г.г. И.о.заведующего: Шеховцова С.Н. Старший воспитатель: Шевченко Л.А. Воспитатели: Таран Т.Н. председатель ПК , Петровская Я.В. Создание образовательных, развивающих и здоровьеформирующих условий в Учреждении, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. Совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Повышение качества образования в учреждении через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии; Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Обеспечение эффективности, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности коллектива образовательной организации; Содействование повышению педагогической компетентности родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы организации. Повышение безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. 4 Приоритетн ые направлени я развития организации Этапы реализации Ресурсное обеспечение реализации ПР Объем и источники финансирован ияПР 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. 3. Обеспечение роста квалификационного уровня педагогического персонала. 4. Совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности Учреждения. 5. Содействие повышению педагогической компетентности родителей. 6. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей 7. Обеспечение безопасных условий пребывания обучающихся в Учреждении. Усиление антитеррористической защищенности организации. Программа рассчитана на 5 лет. 1 этап – Организационно-аналитический – 2024 г. Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития ДОУ; 2 этап – Формирующий – 2024-2027 г.г. Совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО; 3 этап – Обобщающий - 2028г. Обобщение результатов внедрения Программы развития, мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении, транслирование передового опыта работы. Кадровое: - повышение квалификации педагогических кадров и персоналав целом; - создание творческих групп. Научно-методическое: - самообследование образовательной деятельности Учреждения; - организация методических мероприятий в соответствии с ФГОС ДО. Материально-техническое: - обновление развивающей предметно-пространственной средыв группах; - приобретение технических и дидактических средств обучения. Финансовые: - бюджетные средства; внебюджетные. Мотивационные условия: - совершенствование механизма материального и морального стимулирования педагогов. Субсидии на выполнение муниципального задания Субсидии на иные цели Муниципальные целевые программы Внебюджетные средства 5 Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы Ожидаемые результаты реализации программы Контроль реализации программы развития 1. Удовлетворенность 60 % (и более) участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. 2.Обновление содержания образовательного процесса. 3. Обновление материально-технической базы. 4. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг. 5. Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. 6. Повышение эффективности системы здоровьесберегающей деятельности учреждения. Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. 7. Повышение качества усвоения детьми образовательной программы за счет активного включения родителей. 8. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. 9. Прирост финансирования организации за счет дополнительных платных образовательных услуг. 10. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности. 1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. 2. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. 3. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. 4. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. 5. Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. 6. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. Корректировку программы развития осуществляет и.о.заведующего МБДОУ детский сад «Капелька» Подведение итогов, обобщение достижений, выявление проблем и внесение корректировок в программу через: 1. Ежегодный итоговый педагогический совет 2. Общее родительское собрание 3. Отчет по самообследованию Учреждения Круглые столы, издание информационных бюллетеней, буклетов. 6 2. Пояснительная записка Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа Актуальность создания Программы развития ДОУ обусловлена: - государственной политикой в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; - принятием ФОП ДО. Для этого требуется: -повышение качества образования; - разработка и внедрение новых педагогических технологий; -сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Учреждения; - активизация адресной работы с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. 7 3. Информационная справка Полное наименование Учреждения Юридический адрес Режим работы Заведующая Управление Учреждением Телефоны Дата открытия Учредитель Учредительные документы Характеристика кадрового обеспечения (образование, квалификация, наличие почетных званий, стаж, возраст) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Капелька»(сокращенное наименование МБДОУ). 353881, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, х. Свободный, ул. Совецкая,14 Пятидневная рабочая неделя с 7.00 до 17.30, выходные дни суббота, воскресенье, праздничные дни. Шеховцова Светлана Николаевна Родительский комитет Общее собрание трудового коллектива Педагогический совет 8(86143) 57-5-62 Август 1948 г. Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район. Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 06293 от «30» июня 2014 г. Количество педагогов – 7 человек, из них: - И.о.заведующего – 1; - старший воспитатель – 1; - воспитателей – 5; -социальный педагог -1 Образование: - высшее – 1 человек (1 старший воспитатель,); - среднее профессиональное (специальное) – 6 человек (6 воспитателей); Квалификация: - высшая категория – 0 человек; - I категория – 0 человек ; - СЗД – 7 человек (5 воспитателей, 1 социальный педагог, 1 старший воспитатель), Педагогический стаж: - до 5 лет – 1 человека (1 воспитатель); - от 5 до 10 лет – 1 человек (1 воспитателя); - от 10 до 20 лет – 0 человек - свыше 20 лет – 5 (5 воспитателей). 8 Режим организации образовательного процесса Учреждение работает с понедельника по пятницу с 07.00 до 17.30 часов. Выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. Режим организации образовательного процесса в учреждении построен согласно санитарно-гигиеническим требованиям, утвержденному режиму дня групп, расписанию организованной образовательной деятельности, учебному плану (Приложение 1,2,3). Характеристика нормативноправовой документации, программнометодического обеспечения ОО Образовательный процесс в Учреждении строится на основе следующих программ: -Образовательная программа дошкольного образования. Основной целью является - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Соответствует лицензионным условиям и требованиям к организации образовательного процесса. Учреждение имеет все виды благоустройства: централизованное отопление, водоснабжение, канализацию. Освещение электрическое (лампы накаливания и энергосберегающие лампы). МБДОУ находится по адресу: 353881, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, х. Свободный, ул. Совецкая,14. В учреждении имеется центральное отопление, водоснабжение, канализация, сантехническое оборудование находятся в удовлетворительном состоянии. В детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей, сохранения и укрепления здоровья. В здании располагаются 2 групповых помещений, оборудованных игровыми, раздевалками, спальнями, санузлами, буфетными. МБДОУ находится по адресу: 353894, Краснодарскийкрай, Приморско-Ахтарский район, х. Новопокровский, ул. Центральная,15. В здании располагается 1 групповое помещение, оборудованное игровой, раздевалкой, спальней, санузлами, буфетной. Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений соответствует современным требованиям, возрастным особенностям детей, предусматривает чередование различных видов деятельности детей, групповых и индивидуальных форм работы. В группах организованы центры развития в соответствии с образовательными Текущее состояние материальнотехнической базы 9 областями. Центры сюжетно-ролевой игры оборудованы набором игровой мебели, игровых предметов, что способствует возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре. Отмечается насыщенность настольными, настольно-печатными и интеллектуальными играми, различными видами театров. В групповых комнатах имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей. Эстетическое оформление детского сада способствует художественному развитию детей (картины, выставки поделок детей и взрослых, фотографии, сюжетные композиции и др.). В группах в свободном доступе для детей имеются необходимое оборудование и материалы для рисования, лепки, аппликации и художественного творчества (бумага, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал). В группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений (касса цифр, мерные стаканы, магнитная доска с цифрами и геометрическими фигурами, фланеллеграф, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.). В детском саду созданы условия для развития речи детей: наборы сюжетных и предметных картин, настольнопечатные игры, альбомы, энциклопедии и детская художественная литература. Уделяется большое внимание организации физкультурнооздоровительной работы на свежем воздухе: имеется спортивная площадка, выносной сезонный спортивныйинвентарь. На территории Учреждения оборудованы прогулочные площадки для каждой возрастной группы в соответствии с требованиями СанПиН. Имеются прогулочные веранды, стационарное игровое оборудование, зеленые насаждения, клумбы, цветники. Методический кабинет и группы постоянно пополняются периодической, методической и художественной литературой. Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка (комплексная безопасность Учреждения). В целях обеспечения безопасных условий пребывания детей в Учреждении оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации и кнопкой тревожного вызова, в ночное время охрану осуществляют штатные сторожа. Охрана Учреждения в дневное время осуществляется работниками ЧОП. По периметру территории имеется ограждение, металлические двери, запоры, освещение территории детского сада, организовано круглосуточное видеонаблюдение. В Учреждении ведется целенаправленная и планомернаяработа по профилактике детского дорожно-транспортного и производственного травматизма, целью которой является снижение уровня производственного и детского травматизма и улучшение условий труда. Разработана документация по учету и расследованию несчастных случаев с воспитанниками и работниками, создана и работает комиссия по охране труда. С персоналом Учреждения проводятся регулярные плановые ивнеплановые инструктажи по охране жизни и здоровья детей, по охране труда, технике безопасности, правилам противопожарной безопасности, правилам действий в ЧС и профилактике террористических действий. Регулярно проводятся учения по эвакуации детей и сотрудников из 10 зданиядетского сада на случай возникновения ЧС. Все имущество, оборудование детского сада находится в состоянии, отвечающем санитарным и противопожарным нормам, персонал Учреждения регулярно проходит периодические медицинские осмотры. Имеется необходимая нормативная документация. Дошкольное учреждение ведет просветительскую работу по профилактике возникновения экстремальных ситуаций с детьми и родителями, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обучению правилам дорожного движения, навыков поведения в экстремальных ситуациях. В каждой группе в распоряжении детей имеются наглядно-демонстрационные материалы, дидактические игры, в групповой раздевалке для родителей имеются информационные стенды по данной тематике, также информация размещается на официальном сайте Учреждения. На прогулочной площадке имеется площадка по ПДД. Для обеспечения безопасности жизни и деятельности ребенка игровые прогулочные площадки оснащены оборудованием, которое соответствует требованиям к организации и проведению прогулок. Медицинское обслуживание детей В Учреждении созданы условия для организации работы по охране и укреплению здоровья детей: имеется медицинский блок, который оснащен медицинским оборудованием в соответствии с требованиями СанПин: имеются необходимая мебель и медицинский инструментарий. Медицинское обслуживание детей в Учреждении обеспечивают органы здравоохранения (Приморско-Ахтарская центральная районная больница имени Кравченко Н. Г. Детское поликлиническое отделение). Материально-технические, медико-санитарные нормы, условия содержания ребенка в Учреждении обеспечивают необходимый уровень охраны здоровья детей. Доминирующими целями по развитию физических способностей дошкольников являются воспитание потребности в занятиях физкультурой, обучение основам различных видов спорта, выявление способностей и интересов дошкольников к физическому совершенству. Достаточное оснащение игровым, спортивным и физкультурным материалом позволяет создавать вариативные и усложненные занятия, досугов и развлечений. В образовательном процессе Учреждении выделены следующие здоровьесберегающие технологии: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Указанные выше технологии раскрываются через комплекс следующих мероприятий: витаминизация напитков, профилактические осмотры, закаливание, бодрящая и утренняя гимнастики, прогулки, соблюдение санитарного режима и режима дня, вакцинация, физкультурные занятия, как в зале, так и на свежем воздухе, использование физкультурного оборудования в группах, соблюдение двигательного режима в течение дня. Качество и организация питания В Учреждении согласно санитарно-гигиеническим 11 Характеристика социального партнерства Характеристика сильных сторон и ярких достижений ОО. требованиям организовано четырехразовое питание детей. Питание осуществляется при соблюдении утверждённого заведующей десятидневного меню, где сбалансированы все необходимые компоненты: белки, жиры, углеводы, с учетом норм калорийности. На каждое блюдо имеется технологическая карта. В Учреждении ведется систематический контроль за: качеством поступающей продукции и наличием необходимой документации, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов, санитарным состоянием пищеблока, соблюдением утвержденных наборов продуктов питания, технологией приготовления и кулинарной обработки продуктов питания, выходом готовых блюд, вкусовыми качествами пищи и сохранностью исходной пищевой ценности. Работает бракеражная комиссия и совет по питанию, куда входят представители работников детского сада. Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым технологическим оборудованием. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2020, питьевая (бутилированная) вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в ДОУ. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. Взаимодействие с Приморско-Ахтарской центральной районной больницей имени Кравченко Н.Г. Детское поликлиническое отделение Взаимодействие с МБОУ СОШ № 8 Взаимодействие с ГИБДД Приморско-Ахтарского района Работа с социальными партнерами осуществляется согласно договорам и планам работы, утвержденным руководителями Учреждений. Образовательная работа в учреждении направлена не только на освоение образовательной программы, на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а так же и на раскрытие потенциала каждого педагога и воспитанника, что осуществляется посредством участия педагогов и детей в мероприятиях различного уровня (Приложение 4, 5). 12 4. Состояние и качество образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Анализ условий. Анализ результатов деятельности ДОУ На 01.09.2023 г. В ДОУ функционирует 3 группы: 1) 1 смешанная дошкольная - 1,6-4 года 2) 2 смешанная дошкольная – 4-8 лет 3) 3 смешанная дошкольная -1,6-8 лет Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив Учреждения пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Образовательный процесс строится с учетом санитарногигиенических требований, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная деятельность с детьми осуществляется в: - групповых комнатах, Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процессаКоличество педагогов – 7 человек, из них: - и.о.заведующего – 1; - старший воспитатель – 1; - воспитателей – 5; - социальный педагог -1: Образование: - высшее – 1 человек (1 старший воспитатель); - среднее профессиональное (специальное) – 6 человек (5 воспитателей, социальный педагог -1); Квалификация: - СЗД – 7 человек (6 воспитателей, 1 социальный педагог), Анализ образовательного процесса Образовательная деятельность с детьми осуществляется согласно -образовательной программе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детского сада «Капелька», разработанной участниками рабочей группы детского сада. В образовательную программу ежегодно вносятся необходимые коррективы. Программа разработана с учетом ФОП дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Она охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей. Программа сформирована как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Образовательный процесс в детском саду строится, прежде всего, на индивидуальном подходе к детям, создании благоприятного 13 микроклимата в группе на основе интересного диалогического общения. Благодаря четкому планированию и контролю, в Учреждении хорошо отработана система воспитательно-образовательной, коррекционной работы. Важнейшими показателями, влияющими на результативность педагогического процесса, являются условия его организации. Важнейшей характеристикой является социальнопсихологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. В Учреждении создается атмосфера педагогического оптимизма и ориентация на успех. Педагогов Учреждения отличает творческий подход к работе, инициативность, доброжелательность, демократичность в общении, открытость. В целом, условия, созданные в детском саду, способствуют воспитанию у детей эстетического вкуса и направлены на то, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и защищенно. Педагоги Учреждения используют в своей работе современные инновационные методики и технологии, передовой опыт своих коллег, современное оборудование, но это не носит систематический характер и используется не в полном объеме, преобладают традиционные методы и приемы организации детской деятельности, подходы к организации развивающей среды, к организации воспитательной и развивающей работы с дошкольниками. Главным в работе педагогического коллектива является психологическая поддержка ребенка, понимание его интересов, проблем и желаний, учет психофизических особенностей каждого воспитанника, его настроения в данный момент, защита прав и выполнение всех положений Конвенции о правах ребенка. В соответствии с образовательной программой- образовательной программой дошкольного образовательного учреждения МБДОУ постоянно обновляется предметно-развивающая среда в группах. В период учебного процесса педагогический коллектив самостоятельно накапливает и приобретает программный и дидактический материал, что позволяет добиваться в учебновоспитательном процессе нужных результатов. Содержание образования в Учреждении дифференцируется по следующим направлениям развития: физкультурно-оздоровительное, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и реализуется в различных формах организации педагогического процесса. Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что образовательная программа - Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения осваивается с учетом возрастных требований. Но наблюдается недостаточный уровень в реализации образовательной области «Познавательное развитие», а именно познавательно- исследовательская деятельность. Дети больше работают по образцу, воспитателями недостаточно применяется в непосредственной 14 образовательной деятельности опытноэкспериментальная деятельность. Необходимо уделить педагогическому коллективу внимание на НОД по художественному творчеству, конструированию, и по формированию элементарных математических представлений. В МБДОУ на основе сетевого взаимодействия проводит физкультурные занятия педагог дополнительного образования ДЮСШ.(Группа спортивного оздоровления) Проведенный анализ результатов педагогической деятельности коллектива Учреждения показал, что выход их на должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации учебновоспитательного процесса. Развивающее обучение в новой модели образовательного процесса предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребенку новые достижения и продвижения в развитии. Проблемы: Педагоги Учреждения сталкиваются с проблемой побуждения детей к активной деятельности в образовательном процессе или в игре, индивидуализации образовательного процесса, активизации исследовательской деятельности. Педагог не только должен транслировать знания, но и мотивировать воспитанников к самостоятельной исследовательской деятельности. Перспективы развития: Совершенствование образовательной программы учреждения с учётом дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, систематическое повышение квалификации педагогического состава в соответствии с требованиями ФОП ДО , профессиональная переподготовка отдельных педагогов, введение инновационных образовательных методик, использование возможностей современного оборудования и техники в работе с детьми. Улучшение материальной базы Учреждения, необходимости творческого освоения новых педагогических приемов, знакомство с передовым педагогическим опытом Анализ здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности Главной целью в стратегии организации работы по здоровьесбережению детей является: - исследование состояния здоровья дошкольников; - диагностика физической подготовленности детей; - контроль и тематические проверки состояния физкультурнооздоровительной работы; - анализ условий созданных в Учреждении; - изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольного учреждения по здоровьсбережению; - изучение и внедрение в образовательный и воспитательный процесс инноваций в области физического развития ребенка; Формирование грамотности в вопросах здоровья осуществляется в рамках двух блоков: 1. Работа с детьми: специально организованные тематические, игровые, интегрированные занятия и игры с оздоровительной направленностью, тематические досуги и развлечения, дополнительная образовательная деятельность по физическому 15 развитию детей, закаливающие процедуры. 2. Работа с родителями: оформление тематических стендов, открытые мероприятия, спортивные развлечения и досуги, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского работника. Проблемы: Все чаще в Учреждение поступают дети, имеющие те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов, расширение комплекса используемых методов здоровьесбережения. Перспективы развития: Расширение совместных форм работы родителей с детьми. Просвещение родителей и педагогов по вопросам здоровьесбережения в дошкольном учреждении и в семье. Анализ управляющей системы В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным учреждением было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Руководитель в равной и высокой степени ориентирован на решение задач работы учреждения и установление положительных взаимоотношений в коллективе. В детском саду практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, семинаров, совещаний, инструктажей, детальное обсуждение содержание работы, наставничество. Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующая, старший воспитатель, завхоз), общественного (Родительский комитет), коллегиального (Общее собрание коллектива, Педагогический совет) управления. Анализ ресурсных возможностей В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись кадровые, социальные, информационнокоммуникационные, материально-технические возможности. - Мониторинг кадрового обеспечения: укомплектованность кадрами составляет 100%. Высокий образовательный и квалификационный уровень педагогического персонала позволяет внедрять в практику работы современные методы и методики работы. В детском саду с педагогами проводится планомерная работа по повышению их профессионального уровня, стимулированию их инновационной активности. Педагоги участвуют в заседаниях Педагогического советапо актуальным для учреждения проблемам образовательного процесса, в работе методических объединений, транслируют свой педагогический опыт работы посредством участия в научнопрактических конференциях и семинарах, конкурсах, фестивалях различного уровня. Проблемы: Введение ФОП ДО требует изменений в содержании образования и организации образовательного процесса, постоянном повышении квалификационного уровня педагогов с опытом работы более 20 лет. Педагоги Учреждения испытывают затруднения в побуждении детей к активной деятельности в образовательном 16 процессе или в игре, индивидуализации образовательного процесса, активизации исследовательской деятельности. Перспективы развития: Улучшению качества образовательной услуги будет способствовать систематическое повышение квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональная переподготовка отдельных педагогов. - Мониторинг социальных ресурсов: социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и семей воспитанников, не посещающих дошкольных учреждений, участие в реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта. Главная задача в социально-профилактической работе с участниками образовательных отношений – это профилактика раннего сиротства, реализация права ребенка на дошкольное образование. У детского сада налажены связи с учреждениями образования, здравоохранения, культуры и спорта, есть возможность использования их оздоровительно-образовательного потенциала с целью повышения качества образовательной услуги, повышения компетентности взрослых участников образовательного процесса (сотрудников Учреждения и родителей воспитанников). Несмотря на то, что в учреждении организуются интересные совместные формы работы с детьми и родителями все же преобладают традиционные: родительские собрания, оформление наглядной информации. В связи с этим наблюдается низкая активность родителей в образовательном процессе, что ведет к необязательности систематического посещения детьми дошкольного учреждения и недостаточности освоения детьми образовательной программы. Проблемы: Инертность родителей воспитанников населения микрорайона. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием детей. Недостаточное использование образовательного потенциала родительского коллектива. Перспективы развития: Расширение форм и методов работы с родителями, стимулирование родителей к участию в образовательном процессе. - Мониторинг состояния информационно-коммуникационных ресурсов: в учреждении имеется мультимедийная аппаратура, фотовидео-аппаратура, которые используются в образовательной деятельности с детьми. Учреждение имеет выход в сеть Интернет, официальный сайт образовательного Учреждения, страницу в социальной сети «В контакте». Транслирование педагогического опыта осуществляется через размещение информации в сети «Интернет» на официальном сайте дошкольного учреждения, личные страницы, личные кабинеты, мини-сайты, публикации в методических сборниках. Проблемы: Недостаточное использование возможностей сети «Интернет»: мало открыто личных страниц, личных кабинетов, мини-сайтов. Перспективы развития: Более широкое использование ИКТ в образовательном процессе позволит перевести его на более высокий качественный уровень, 17 Состояние и эффективность социальнопроектной, инновационнойи научнометодической работы. создаст условия для распространения педагогического опыта сотрудников Учреждения в области дошкольного образования. – Мониторинг материально-технических ресурсов: развивающая предметно-пространственная среда помещений детского сада пополняется в соответствии с требованиями программы, реализуемой в Учреждении и современными достижениями промышленности. В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации развивающей предметнопространственной среды и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с педагогом), групповой и индивидуальной. Наряду с этим существует ряд проблем: техническая изношенность некоторых предметов мебели, технологического оборудования, на прогулочных групповых участках детского сада недостаточно современного спортивно-игрового оборудования, в группах требуется пополнение игрового материала. Вследствие чего требуется пополнение среды Учреждения современным развивающим оборудованием; совершенствование материально-технического оснащения. Состояние помещений Учреждений удовлетворительное. Проблемы: Введение ФОП ДО требует насыщенности, мобильности и практической значимости развивающей предметно-пространственной среды в Учреждении. Перспективы развития: Возможность пополнения материально-технической базы и предметно-развивающей среды за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц, реализации муниципальных программ. В Учреждении сложилась стабильная, личностно и профессионально зрелая команда единомышленников. В системе ведется повышение уровня профессионального образования педагогов в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации,семинарах и т.д. Аттестация специалистов ведется в соответствии с утвержденным планом. Количество не аттестованных педагогов в дошкольном учреждении составляет 0% СЗД Должность Высшая Первая Без категория категор катег ия ории (100%) (0%) (0%) (0%) Старший 1 воспитатель Воспитатель 5 Заведующая 1 В учреждении созданы условия для развития творческого потенциала педагогов, роста их профессионализма, достижения ими новых успехов. На базе Учреждения ежегодно на высоком уровне проходят методические мероприятия района, которые находят положительные отклики у коллег. Но, несмотря на активное участие педагогов в методических мероприятиях и распространение своего опыта, нужно отметить, что, имея такой потенциал нужно активизировать работу по участию 18 Уровень социализации, обученности и воспитанности учащихся педагогов на региональном и федеральном уровнях. Поставлена задача поднять категории педагогов. Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим направлениям развития: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественноэстетическое и реализуется в различных формах организации педагогического процесса. При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей, принцип комплексно-тематического планирования. Решение образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках организованной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности является игра, а также личностно-ориентированная модель взаимодействия педагогов с детьми, носящая характер диалогаи активного сотрудничества. Образовательный процесс построен в соответствии с рекомендуемой учебной нагрузкой СанПиН 2.4.3648-20 соблюдение режима дня; максимально допустимое количество учебных занятий в течение дня и их продолжительность не превышает установленной нормы; соблюдаются десятиминутные перерывы между учебной деятельностью; деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируется в первую половину дня; предусмотрена регуляция нагрузки на ребенка с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и здоровья ребенка. Отмечается положительная динамика освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования. Для реализации задач по социализации детей дошкольное учреждение осуществляет тесное сотрудничество с организациями города и района: Взаимодействие с Приморско-Ахтарской центральной районной больницей имени Кравченко Н. Г. Детское поликлиническое отделение Взаимодействие с МБОУ СОШ 8 Взаимодействие СДК х.Свободного Взаимодействие с ГИБДД Приморско-Ахтарского районаВзаимодействие с ГБУЗ ЦРБ им. Кравченко Н.Г. Работа с социальными партнерами осуществляется согласно договорам и планам работы, утвержденным руководителями Учреждений. Взаимодействие начальной школы и детского сада позволяет нашим педагогам принимать активное участие в преемственности, представляя педагогам школы просмотры организованной образовательной деятельности. Учителя начальной школы проводятся адаптационные занятия для будущих первоклассников; экскурсии в школу; принимают участие в родительских собраниях 19 Организация взаимодействия ученического, педагогического и родительского коллективов и их характеристика. Эффективность управления ОО и развитие системы самоуправления подготовительных групп, на которых родители будущих первоклассников имеют возможность получить ответы на интересующие вопросы. Воспитатели дошкольного учреждения и инспектор ГИБДД организуют совместные встречи и развлечения с целью профилактики ДДТТ, встречи с родителями на родительских собраниях и обсуждение вопросов профилактики ДДТТ. Таким образом, сотрудничество с социальными партнерами послужило дополнительному развитию детей, усовершенствованию мастерства воспитателей и специалистов. Взаимодействие педагогов с родителями и детьми осуществляется постоянно. Ежегодно Учреждение планирует разнообразные формы совместной работы с родителями: выставки, акции, конкурсы, спортивные и музыкальные мероприятия. Музыкальный руководитель привлекает родителей к участию в совместной работе, где силами педагогов и родителей готовят театрализованные представления для детей; к участию в ежегодных развлечениях «Осенняя ярмарка», «Рождественские колядки». В рамках реализации задач по физическому развитию педагоги привлекают детей и родителей к участию в спортивных мероприятиях различного уровня: - уровень дошкольного учреждения («День бегуна», «Мама, папа, я – спортивная семья», «На зарядку всей семьей», «Богатырские состязания», «Моя спортивная мама», спортивный праздник ко Дню защитника Отечества); Воспитатели групп организуют для родителей мастер-классы, викторины по различным вопросам образовательной деятельности детей. Ежегодно в Учреждении проходят Дни открытых дверей, где родители могут увидеть формы и методы работы с детьми, получить интересующую информацию о воспитании ребенка. Проблемы: отмечается заинтересованная активность в воспитании иобразован Перспективы: привлечение внимания, убеждение в эффективности раннего дошкольного образования все большего количества родителей. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством. Основным документом, регламентирующим управление Учреждением, является Устав. Управление осуществляется на принципах демократичности, открытости, профессионализма. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет заведующая. Распределение управленческих функций осуществляется между административным составом учреждения в соответствии с должностными обязанностями: заведующей старшим воспитателем Коллегиальными органами управления Учреждением являются Общее собрание коллектива, Педагогический совет, Совет ДОУ. Общим собранием работников принимается коллективный договор, положение об оплате труда работников Учреждения, избираются представители работников в Комиссию по трудовым 20 спорам, в Комиссию по выплатам стимулирующего характера работникам Учреждения, обсуждается и принимается Программа развития. Педагогическим советом обсуждается и выбирается различные варианты содержания образования, формы, методы образовательного процесса и способы их реализации; организуется работа по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; обсуждается годовой план работы Учреждения; обсуждаются и принимаются образовательные программы Учреждения. Педагогическим советом утверждается Программа развития Учреждения, заслушивается отчет о результатах самообследования Учреждения, заслушиваются отчеты заведующей Учреждением по вопросам деятельности Учреждения. С целью учета мнения воспитанников, родителей (законных представителей воспитанников) и педагогических работников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, создан Родительский комитет. В Учреждении создана линейно-функциональная модель управления, которая обеспечивает деятельность учреждения в соответствии с его целями и содержанием работы. 21 5. Описание миссии (назначения) ОО Описание стратегии развития ОО: постановка основной цели и задач. Гипотеза. Концепция программы развития ДОУ Миссия дошкольного учреждения: реализация права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2028 года включительно. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие дошкольного учреждения. Эти направления определены тематическими блоками: «Образование», «Семья», «Здоровье», «Кадры», «Безопасность и среда», обеспечивающие участие в реализации программы всех участников образовательных отношений. Стратегическая цель программы: Создание образовательных, развивающих и здоровьеформирующих условий в Учреждении, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. Основные задачи программы: 1. Обеспечить эффективное выполнение образовательной программы Учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольногообразования («Образование»). 2. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников («Здоровье»). 3. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности коллектива образовательной организации («Кадровый потенциал»). 4. Содействовать повышению педагогической компетентности родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» («Семья»). 5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду и материально-техническую базу учреждения в соответствии с ФГОС ДО («Безопасность и среда»). Достижение стратегической цели, решение поставленных задач обеспечивается за счет мероприятий в рамках реализации следующих блоков: «Образование» Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО, повышение качества услуг, предоставляемых Учреждением путем включения в педагогический процесс инновационных методик работы с детьми, расширение использования ИКТ в образовательном процессе. Совершенствование системы коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, создание предпосылок для успешной адаптации выпускников Учреждения к обучению в школе. «Здоровье» Обеспечение условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса путем совершенствования работы Учреждения. Индивидуализация здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности детского 22 сада. Укрепление межведомственных связей через разработку совместных программ, направленных на поддержание и укрепление здоровья подрастающего поколения. Совершенствование системы мониторинга качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения. «Кадровый потенциал» Стимулирование инновационного потенциала, постоянный рост квалификационного уровня педагогического персонала учреждения. Повышение привлекательности учреждения для молодых специалистов. Организация межведомственного взаимодействия. Обеспечение научного сопровождения образовательного, оздоровительного и коррекционного процессов в рамках осуществления проектной деятельности педагогов. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях. Информирование о результатах образовательного процесса через размещение информации на официальном сайте Учреждения. Активизация использования в образовательном процессе интерактивных технологий и электронных образовательных ресурсов. Рост числа педагогов, освоивших современные образовательные технологии (проектно-исследовательское и проблемнодиалоговое обучение). 100% обученность педагогов, прошедших обучение на курсах по ФОП ДО. «Семья» Повышение престижа дошкольного образовательного учреждения среди родителей. Обеспечение условий для осуществления преемственности и плавного перехода от воспитания и развития детей в условиях семьи к воспитанию и развитию в условиях Учреждения. Дифференциация работы с семьями воспитанников, организация профилактической работы с тревожными семьями, семьями из группы риска; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Активное включение родителей в образовательный процесс. Обеспечение участия родителей в управлении Учреждением. Обеспечение открытого информационного пространства для участников образовательных отношений. Повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Обеспечение качественными дополнительными образовательными услугами. «Безопасность и среда» Поддержание здания, помещений, территории, коммуникационных систем учреждения в соответствии с санитарными требованиями и требованиями пожарной безопасности. Обеспечение безопасных условий для роста и развития детей дошкольного возраста посредством постепенного обновления развивающей предметнопространственной среды и материально-технической базы детского сада. Внедрение ресурсосберегающих технологий. Косметический ремонт помещений. Оснащение теневых навесов на площадках ДОУ. 23 Описание приоритетных направлений развития ОО (приоритетные направления определяются исходя из анализа нормативноправовой базы в сфере образования федерального, регионального и муниципальног о уровней). В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию. В этой связи перед работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие каждого ребенка. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Проектирование личностно-ориентированной образовательнооздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базовых ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся личности, связывают образовательный процесс с социокультурным окружением, задают ориентиры развития образовательного учреждения в оптимальном направлении. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность здоровья - требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры. Ценность развития - направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию. Ценность детства – акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценность сотрудничества–предполагает, что сотрудничество, 24 Основополага ющие идеи и принципы развития ОО на ближайшие 5 лет партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы. Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: Право каждого ребенка на получение дошкольного образования, полноценное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, использование современных образовательных технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы МБДОУ). В основе концепции развития Учреждения лежит возможность: комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе; вариативного набора форм и методов взаимодействия с детьми с учетом их индивидуальных личностных особенностей и резервных возможностей; построения партнерских взаимоотношений с родителями с целью достижения максимального качества образовательного процесса. Руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и другими нормативными документами, регулирующими государственную политику в сфере дошкольного образования, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах: Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребенка. При этом: - повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; - обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда; - усовершенствование организации предметно развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей; - изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности. Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей. Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем учебной деятельности и решение следующих задач: - психологическое и физическое здоровье ребёнка - формирование начал личности Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей. Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности – предполагает освоение ребенком 25 программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Обоснование актуальности выбранной темы Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, привлекая к мероприятиям Учреждения широкие слои заинтересованного населения. Предпосылками к созданию программы развития дошкольного образовательного учреждения на период 2024-2028 гг. послужило принятие закона «Об образовании в Российской Федерации», введение ФОП и связанных с ними целого ряда нормативных документов, изменяющих деятельность образовательных учреждений. Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных и дополнительных услуг, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования. Актуальность разработки программы развития детского сада обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг города этим обусловлена необходимость введения программы развития. Описание желаемого образа ОО по истечении реализации ПР ОО Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 1,6 года до поступления в школу, их социализации и самореализации. Перспектива новой модели учреждения предполагает: • эффективную реализацию образовательной программы Учреждения, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; • обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного и семейного образования, интеграции всех структур детского сада в вопросах развития детей; • личностно-ориентированную модель взаимодействия всех участников образовательного процесса, характеризующуюся 26 Описание модели выпускника ОО индивидуализированностью, мобильностью, гибкостью, вариативностью подходов; • обновленную нормативно-правовую, финансовоэкономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования; • четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; • усиление роли комплексного психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса; • обновлённую развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую ребенка к обучению и развитию. высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем предоставления образовательных услуг на высоком уровне. Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития. Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребёнка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника имеет большое значение: - во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения, - во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива, - в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов и родителей о желаемых результатах. В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности. Физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. - Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. - Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. - Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка 27 Ожидаемые результаты преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). - Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. - Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. - Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Реализация поставленных задач должна способствовать: Направление, задачи Ожидаемый результат 1. Обеспечить Насыщение содержания образования в эффективное соответствии с ФОП ДО, повышение выполнение качества услуг, предоставляемых в образовательной Учреждении путем включения в программы Учреждения педагогический процесс инновационных в соответствии с методик работы с детьми, расширение Федеральным использования ИКТ в образовательном государственным процессе. Совершенствование системы образовательным коррекционной помощи детям с стандартом дошкольного нарушениями развития. Обеспечение образования (блок преемственности дошкольного и «Образование»). начального школьного образования, создание предпосылок для успешной адаптации выпускников к обучению в школе. 2. Обеспечение роста Стимулировани инновационного квалификационного потенциала, постоянный рост уровня педагогического квалификационного уровня персонала. педагогического персонала 28 Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности коллектива образовательной организации (блок «Кадровый потенциал»). учреждения.Повышение привлекательности учреждения для молодых специалистов. Организация межведомственного взаимодействия. Обеспечение научного сопровождения образовательного, оздоровительного и коррекционного процессов в рамках осуществления проектной деятельности педагогов. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях. Информирование о результатах образовательного процесса через размещение информации на официальном сайте Учреждения. Активизация использования в образовательном процессе интерактивных технологий и электронных образовательных ресурсов. Рост числа педагогов, освоивших современные образовательные технологии (проектноисследовательское и проблемнодиалоговое обучение). 100% обученности педагогов, прошедших обучение на курсах по ФОП ДО. 3.Совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующе й деятельности Учреждения. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующе й деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок «Здоровье»). повышению педагогической компетентности родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с Федеральным законом. Обеспечение условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса путем совершенствования работы Учреждения. Индивидуализация здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности детского сада. Укрепление межведомственных связей через разработку совместных программ, направленных на поддержание и укрепление здоровья подрастающего поколения. Совершенствование системы мониторинга зачестваздоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения. Увеличение оптимального уровня физической подготовки. Снижение роста заболеваемости, через мероприятия направленные на оздоровление и укрепление детского организма. Системное взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры и спорта с целью повышения качества образования. к воспитанию и развитию в условиях Учреждения. 29 4. Обеспечение безопасных условий пребывания обучающихся в Учреждении. Совершенствовать развивающую предметнопространственную среду и материальнотехническую базу учреждения в соответствии с ФОП ДО (блок «Безопасность и среда»). Дифференциация работы с семьями воспитанников, профилактической работы с семьями из группы риска; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Активное включение родителей в образовательный процесс. Обеспечение участия родителей в управлении Учреждением. Обеспечение открытого информационного пространства для участников образовательных отношений. Повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Обеспечение качественными дополнительными образовательными услугами. Поддержание здания, помещений территории, коммуникационных систем учреждения в соответствии с санитарными требованиями и требованиями пожарной безопасности. Обеспечение безопасных условий для роста и развития детей дошкольного возраста посредством постепенного обновления развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы детского сада. Внедрение ресурсосберегающих технологий. Косметический ремонт помещений. Оснащение теневых навесов на площадках ДОУ. 30 6. Стратегия развития ДОУ Блок «Образование» Блоки реализации План конкретных мероприятий (проектов) по достижению стратегической цели Содержание деятельности 1. Экспертиза актуального состояния образовательного процесса в Учреждении,его комплексная оценка 2.Совершенствован ие развивающей предметнопространственной среды в ДОУ в соответствии с ФОП ДО: оборудование групповых помещений и кабинетов специалистов развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми, развивающей направленности; пополнение программнометодического, методикодидактического и диагностического сопровождения образовательной программы, реализуемой в Ожидаемый Результат Проблемноориентирован ный анализ качества образовательн ойуслуги Обогащенная развивающая предметнопространствен ная среда, соответствую щая требованиям СанПиН и программе, реализуемой в ДОУ, возрастным особенностям детей Сроки 2024 орган изаци онноподго товит ельн ый этап 05. 2024 20242027 коррекцио нно- разви вающ ий этап В течение отчет ного пери ода В течение отчетного пери ода 31 05. 2025 Ответственные 2028 анали тическоинфо рмац ионн ый этап 05. 2028 В течение отчетного пери ода И.о.заведующе го,старший воспитатель И.о.заведующе го,старший воспитатель Учреждении 3. Повышение Высокий профессионального профессионал уровня ьный уровень педагогических педагогическ кадров в вопросах ого использования в коллектива, практике работы работа в современных инновационн технологий ом режиме дошкольного образования: - курсовая подготовка; - участие в работе объединений педагоговразного уровня; - транслирование опытаработы через участие в конкурсах профессиональног о мастерства, в научнопрактических конференциях, публикации в СМИ, в сети «Интернет» 4. Информатизация Активное использование образователь ИКТ в ного рамка процесса в х ДОУ: образо - обучение ватель педагогов по ного применению ИКТ проце в образовательном сса процессе; - включение в образовательный процессИКТ 5. Создание Успешная предпосылокдля адаптация детей успешной адаптации к школе выпускников к обучениюв школе В течение отчет ного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода И.о.заведую щего, старший воспитатель ь В течение отчет ного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода И.о.заведую щего, старший воспитатель В течение отчет ного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода И.о.заведующе го,старший воспитатель 32 Блок «Здоровье» 6. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса - отражение в комплексноперспективном планировании образовательной деятельности педагогов индивидуальной и дифференцированной работы; - совершенствование дифференцированных планов поддержания и укрепления здоровья дошкольников; - разработка дифференцированных индивидуальных маршрутов коррекции отклонений физического и психического развития 1. Комплексная оценка состояния физкультурнооздоровительной и профилактической работы Учреждения 2. Планирование и проведение совместных спортивных мероприятийсо всеми участниками образовательного процесса, направленных на поддержание интересак спорту, на приобщение к ЗОЖ, на развитие потребности в двигательной активностии укрепление семьи Использование личностноориентирован ной и образовательн ого процесса, направленной на развитие индивидуальн ых способностей ребенка и необходимую коррекциюего психофизичес кого развития Проблемноориентированны й анализ качества образовательной услуги План мероприятий. Проведение мероприятий В течение отчет ного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода И.о.заведующе го,старший воспитатель 05. 2024 05. 2024 05. 2024 09. 2024 В течение отчетного пери ода 09. 2024 В течение отчетного пери ода 09. 2024 В течение отчетного пери ода И.о.заведую щего, старший воспитатель мед. сестра (по согласованию) И.о.заведующ его,старший воспитатель, воспитатели 33 3. Реализация проекта План по раннему мероприятий. физическому Проведение развитию детей мероприятий «Станьчемпионом» в рамках федеральной инновационной площадки 4. Выявление, Транслирование обобщение опыта поддержания и и транслирование укрепления опыта здоровьесберегающе здоровья в дошкольном йи учреждениии здоровьеформирую семье щей деятельности дошкольного учрежденияи родителей воспитанников: - публикации и репортажи в СМИ - участие в методических мероприятиях, конкурсах, соревнованиях и т.п. 5. Внедрение в Создание практикуработы индивидуальных индивидуальных маршрутов маршрутов здоровья здоровья детей дошкольного возраста 6. Разработка, Проекты реализация и здровьесберегаю презентация проектов щей здоровьесберегающей направленности и здоровьеформирующе й направленности 7.Организация Снижение работы по заболеваемост профилактике роста исреди детей и сотрудни заболеваемости и укреплению здоровья ков воспитанников и сотрудников учреждения В течение отчет ного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода Старший воспитатель,в оспитатели В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода Старший воспитатель, воспитатели В течение отчетного пери ода 34 В течен ие отчет ного пери ода Старший воспитатель, воспитатели В течение отчетного пери ода Старший воспитатель, воспитатели В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода И.о.заведующег о,мед.сестра (по согласованию) Блок «Кадровыйпотенциал» 1. Мониторинг состояниякадровой обстановки в учреждении 04. 04. Актуальное 2024 2024 состояние кадрового состава Учреждения В В 2. Организация работы Высоко течен ие течен ие квалифицирова по повышению отчетного отчетного нный, профессиональной пери ода пери ода стабильно компетентности работающий сотрудников: коллектив. обеспечение возможности для занятий инновационной, проектной и исследовательской деятельностью комплекс мероприятий по стимулированию педагогического труда работников учреждения (создание оптимальных условий для самореализации через конкурсы профессионального мастерства, обеспечение возможности дальнейшего обучения, возможности повышения квалификации, аттестации на более высокую квалификационную категорию); повышение правовой культуры, культуры труда сотрудников учреждения; систематическая курсовая подготовка сотрудников учреждения; разработка и введение индивидуальных программ самообразования молодых педагогов 35 04. 2024 И.о.заведующе го,старший воспитатель В течение отчетного пери ода И.о.заведующе го,старший воспитатель В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода И.о.заведующе го В В Распространени течен ие течен ие е для отчетного отчетного выявления, обобщения передового пери ода пери ода опыта работы и транслирования передового педагогического опыта педагогами на разных уровнях В В Портфолио 5. Использование течен ие течен ие технологии портфолио каждого отчетного отчетного педагога (результатов пери ода пери ода достижений каждого педагога) В течение отчетного пери ода Старший воспитатель В течение отчетного пери ода Старший воспитатель В течение отчетного пери ода Старший воспитатель 3. Введение мер направленных на привлечение к работе в Учреждение молодых специалистов (организация наставничества, самообразования) Молодые специалисты в штате Учреждения В течение отчетного пери ода 4. Создание условий 6. Мониторинг «Удовлетворенность качеством образовательных услуг» В В Мнение течение течение педагогов об отчетного отчетного отношении к пери ода пери ода образовательном у процессу в образовательной организации 36 Блок «Семья» Высокая 1. Повышение потребность престижа населения в дошкольного предоставляемой учреждения среди вариативной потенциальных услуге потребителей Учреждением образовательных услуг: мониторинг степени удовлетворенности заинтересованного населения качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ (опрос, анкетирование) рекламноинформационная работа, создание презентативного имижда (буклеты, листовки, информационные письма); формирование банка данных семей воспитанников, не посещающих ДОУ; консультирование; распространение передового опыта Учреждения через СМИ, сеть Интернет 2. Мониторинг Мнение родителей «Удовлетворенность (законных качеством представителей) образовательных о качестве услуг» предоставляемо й образовательной услуги В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода Старший воспитатель В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода Старший воспитатель 37 3. Организация дифференцированной работы с родителями: мониторингсемей воспитанников повышение педагогической культуры разных категорий родителей воспитанников Учреждения через консультирование 4. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: - мониторинг семей воспитанников - консультирование посещение семей воспитанников 5. Привлечение родителей к участию в конкурсных мероприятиях 6. Разработка и реализация совместных с родителями образовательных проектов, способствующих успешному освоению детьми образовательной программы 7. Участие родителей в совершенствовании и обновлении развивающей предметнопространственной среды в учреждении и на прогулочных участках Социальный паспорт детского сада. План работы с семьями воспитанников Планы индивидуальной профилактическ ой работыс семьями Активное участие родителей в конкурсных мероприятиях В течении В течении отчетного отчетного периода периода 09. 2024 09. 2025 2026 2027 2028 В течении отчетного периода 09. 2028 По По По объя влен объя влен ии объя влен ии ии конк конк урсов конк урсов урсов В В Успешное течение течение освоение отчетного отчетного детьми пери ода пери ода образовательной программы В течение отчетного пери ода В В Обновленная и течение усовершенствов течение отчетного отчетного анная пери ода пери ода развивающая предметнопространственн ая среда В течение отчетного пери ода 38 И.о.заведующе го, старший воспитатель, социальный педагог Социальный педагог Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, педагоги Старший воспитатель, педагоги Блок «Безопасность и среда» В В 8. Обобщение и Выступления на течение течение распространение родительских отчетного отчетного передового опыта собраниях пери ода пери ода семейного воспитания В течение отчетного пери ода И.о.заведующе го 1. Обеспечение безопасных условий дляроста и развития воспитанников 2. Косметический ремонт помещений Безопасная среда Техническое состояние помещений в соответствии с СанПин 3. Использование ресурсосберегающих технологий Экономия финансовых средств 4. Частичная замена испортившейся мебели для групп Мебель, соответствующ ая антропометриче ским данным детей. В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода И.о.заведующе го,старший воспитатель 01.06. 23–31.08. 24 01.06. 24 – 31.08. 24; 01.06. 25 – 31.08. 25; 01.06. 26 – 31.08. 26; 01.06. 27 – 31.08. 27 01.06. 28 – 31.08. 28 И.о.заведующе го В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода В течение отчетного пери ода И.о.заведующе го В течение отчетного пери ода 5. Частичная замена испортившейся сантехники (по мере необходимости) И.о.заведующе го В течение отчетного пери ода 39 И.о.заведующе го 7.Управление Программой развития Для текущего управления реализацией Программы создана творческая группа из педагогов ДОУ по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов: И.о.заведующего: Шеховцова С.Н. Старший воспитатель: Шевченко Л.А. Воспитатель: Таран Т.Н., председатель ПК Основными задачами творческой группы в ходе реализации Программы являются: подготовка предложений по направлениям работы, по формированию плана мероприятий на каждый год; подготовка предложений по вопросам реализации Программы для рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании; выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению; разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансового обеспечения реализации Программы; организация и проведение анализа результатов реализации программных мероприятий по каждому направлению работы; организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий; принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе и т.п. организация размещения в электронном виде на сайте информации о ходе и результатах реализации Программы, финансирования программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении экспертиз и конкурсов. 40